Как научить(ся) экономить?

Учимся экономить сами и учим детей

Как научить экономить ребёнка

Обучение детей экономному потреблению – одна из достаточно важных задач воспитания. Ибо история знает немало случаев, когда дети проматывали огромные родительские состояния. Очередная поговорка гласит: отцам копить, а деткам сорить. Так вот чтобы этого не произошло, чтобы вам на пенсии не пришлось гасить микрокредиты любимых чад, чтобы накопленное вами состояние не пошло по ветру, позаботьтесь о финансовой грамотности детей и привейте им привычку экономить.

Конечно, главное в воспитании – личный пример. Если ребёнок видит, что вы выключаете свет, выходя из комнаты, воду, когда не пользуетесь, не выбрасываете еду и т.д., плюс если вы его будете просить о том же, то эти полезные привычки сформируются уже в довольно раннем возрасте. Когда ребёнок подрастёт и научится считать, то сможет научиться использовать акции и скидки в магазинах, эффективно выбирать продукты и т.д.

Вообще обучение тем или иным навыкам экономии во многом будет зависеть от возраста ребёнка. Уже от трёх лет надо объяснять ребёнку, что существуют деньги, за которые можно приобрести те или иные вещи от телевизора до вкусностей или какие-то развлечения. Что купить всё что хочется нельзя, что сломанную вещь уже не вернёшь или ремонт будет стоить денег, которых не хватит на игрушки. Если ребёнок требует какую-то дорогостоящую игрушку, то надо стараться объяснять, что на неё в данный момент не хватает денег, надо подождать и накопить, возможно, он получит игрушку на Новый Год или день рождения. Ещё один приём – если ребёнок игрушку требовал настойчиво, и вы её купили, не отдавайте сразу. Придите домой, а там спрячьте покупку. Если о ней не вспомнит в течение нескольких дней, значит не так уж она и нужна, можно вернуть в магазин.

Важный вопрос – с какого возраста можно давать собственные деньги ребёнку? На самом деле тут вся проблема в достаточной самостоятельности ребёнка. В большинстве случаев дошкольники не самостоятельны, оказаться в магазине без родителей не могут, поэтому карманные деньги им давать не стоит. Но уже в 5-6 лет можно завести копилку и откладывать туда деньги на определённую желаемую покупку. Вообще очень важно научить ребёнка копить, откладывать, терпеть. Например, так называемый «зефирный эксперимент» показал, что дети, готовые подождать, чтобы получить увеличенное вознаграждение, более эффективны и успешны по жизни. Если ребёнок умеет считать, то можно дома поиграть в «магазин», а в настоящем магазине, получая сдачу, постараться посчитать, сколько мороженого или хлеба можно на неё купить.

Идя в школу, ребёнок обретает большую самостоятельность, например возможность купить что-то в школьном буфете, соответственно, именно с этого момента обычно и начинают давать карманные деньги. Считается, что деньги можно давать, если ребёнок представляет, зачем ему нужны деньги и на что он их потратит. Также должен быть положительный опыт покупок в магазинах. Рекомендуется определить сумму и выдавать её, скажем, 1-2 раза в неделю. Некоторые опасаются, что если выдать ребёнку сразу сумму за несколько недель, то он может всё потратить, условно говоря, на конфеты, останется без гроша и будет требовать ещё. Но, с другой стороны, такая ситуация может стать и неплохим уроком разумного использования имеющихся средств. Сумма карманных денег не должна быть большой. Ориентируйтесь на собственные возможности и средние суммы, которые получают одноклассники. Таким образом, в 7-9 лет при наличии собственных денег актуальными становятся вопросы бюджета и планирования расходов. Здесь стоит обсудить как личный бюджет ребёнка, так и основные вопросы семейного бюджета. При покупках также стоит обсуждать вопрос желаемого или нужного. Конечно, ребёнок предпочтёт килограмм конфет или модную футболку, но полезнее купить полноценный обед и нужную в данный момент обувь.

В 10-13 лет потребности ребёнка растут и от не самых дорогих лакомств и развлечений переходят в более дорогие категории гаджетов, модной одежды и т.д. Соответственно, тут углублённо изучаются вопросы бюджета, экономии и откладывания средств, возможные варианты инвестирования средств, проблемы использования займов.

С 14 лет ребёнок может работать официально, соответственно, неплохо дать ему почувствовать, как нелегко даются деньги. Вообще любовь к труду следует прививать с младенчества, но платить за домашний труд не надо! Ребёнок должен помогать по дому, но хорошо выполненная работа должна быть наградой сама по себе. Не стоит также платить за успехи в учёбе, хотя подарок за успешное окончание года вполне возможен. Если есть возможность, берите ребёнка на работу, показывайте и объясняйте, какие есть профессии. Если же ребёнок желает заработать деньги в меньшем возрасте, договоритесь с соседями или родственниками, пусть они «наймут» молодого помощника на какие-то посильные дела.

В общем, начните с себя, и при собственном разумном подходе к деньгам и воспитанию ребёнка, вам наверняка удастся вырастить экономного и рачительного человека! Успехов вам в этом нелёгком деле!

Вам также могут понравиться...

Добавить комментарий