Арифметика скидок и бонусов
Многочисленные исследования показывают, что россияне всё чаще обращают внимание на скидки и стараются большинство товаров покупать по акциям. В целом, это понятно, учитывая сокращающиеся реальные доходы населения. Но в целом это и правильно, если есть возможность сэкономить, то ею надо пользоваться! Другой вопрос, что надо посмотреть, все ли скидки и акции реально полезны, и какие выгоднее.
Для начала напомню, что иногда даже в довольно крупных магазинах, могут быть «фальшивые» скидки. Это когда цена на товар искусственно завышается, а потом объявляются скидки. Нередко этим грешат во время «чёрных пятниц» и «киберпонедельников», часты такие ситуации в Aliexpress. Существуют целые брэнды, которые позиционируют по цене себя как премиальные, а потом якобы дают 80% скидки на товары. К счастью, с такими вы часто не встретитесь, обычно это одежда и аксессуары. В общем, прежде чем хватать товар «по акции» убедитесь, что это реальная скидка, проверьте цену на такой или аналогичный товар в интернете, воспользуйтесь агрегаторами вроде Яндекс.Маркет или скидочными приложениями вроде Едадил.
Давайте теперь поговорим собственно про различные виды акций и их эффект для нашего кошелька. Самая популярная, основная и понятная акция – скидка в процентах. Скидка в 30% означает, что надо из цены вычесть цену умноженную на эти самые 30%. Многим, в том числе и мне, проще умножать цену на 100-30%, то есть на 70%. К процентной скидке легко свести и купоны типа «скидка 100 рублей при покупке от 500 рублей», достаточно разделить величину скидки на стоимость товара. Думаю, все в курсе, говорить особо и не о чем. А вот вопрос на засыпку: что выгоднее – скидка N% или акция «+N% бесплатно»? Если кто-то думает, что всё равно, то он ошибается! Возьмём пример некоего моющего средства ценой 100 рублей за 1 литр. При скидке в 50% мы купим литр за 50 рублей. По акции «+50% бесплатно» мы купим 1,5 литра за 100 рублей, то есть литр нам обойдётся в 100/1,5=67 рублей. Как видите, по акции «+50% бесплатно» мы переплатим 17 рублей. Так что скидка всегда выгоднее, чем равнопроцентная бесплатная добавка!
Следующий по популярности вид акций – 2 по цене 1, 3 по цене 2, 4 по цене 3 и так далее. Если речь идёт об одинаковых товарах, то тут всё просто делите количество бесплатных товаров на общее количество, получаете скидку в процентах. То есть 4 по цене 3 даст нам 1/4 или 25% скидку. В продовольственных магазинах сейчас обычно сразу указывают цену с учётом скидки, но надо не упустить, что эта скидка действует только при покупке указанного числа товаров! Сложнее в магазинах одежды и обуви, где этот тип акций также популярен. Во-первых, убедитесь, что вам действительно надо несколько пар обуви, потому что покупать лишнюю лишь из-за акции не очень рационально. Во-вторых, вы редко найдёте все 2 или 3 пары обуви (штуки одежды) по одной цене, а «бесплатная» всегда самая дешёвая пара. Поэтому реальная скидка на практике получится меньше, чем предполагает простая арифметика. Настоящую скидку можно узнать, разделив цену самой дешёвой вещи на стоимость всех покупок. Например, купив одежду за 800, 1000 и 1200 в рамках акции «три по цене двух» вы получите скидку не 1/3 или 33%, а только 800/(800+1000+1200)=27%.
Ещё один тип акций, популярный в магазинах одежды, обуви и электроники – скидка на следующую покупку. Например, купили товар – получаете скидку 50% на следующий (иногда её можно использовать сразу же, но чаще – через некоторое время). Эффективная скидка в этом случае считается как получаемый процент скидки на один товар, делённый на общее количество товаров, в данном случае это 50%/2=25%. Но здесь вас поджидают те же подводные камни, что и в случае акции типа 3 по цене 2. То есть надо убедиться, что вам действительно понадобится второй товар, и цена второго товара не должна быть больше первого, а значит, на практике вы купите что-то дешевле и сэкономите меньше. Помните об этом условии и первым покупайте более дорогой товар, чтобы не пролететь мимо акции.
Магазины электроники вместо скидки на покупку могут сразу давать «в нагрузку» подарок. Например, купил телефон – получи наушники, к игровой приставке – игры и т.д. С одной стороны, эффективную скидку посчитать легко, разделив стоимость подарка на стоимость купленного товара. С другой стороны, подарок-то вам навязан, часто его полезность для вас гораздо ниже цены и вы в лучшем случае сможете его перепродать за 2/3 стоимости.
У большинства магазинов есть своя программа поощрения постоянных клиентов. Обычно она основана на выдаче карт постоянного покупателя. Карты бывают двух основных видов – дисконтные, которые сразу дают скидку при покупке, или накопительные, где копятся баллы/рубли, которые затем можно использовать для получения скидки. В принципе, тут всё достаточно прямолинейно, вы фактически получаете скидку несколько процентов на свои покупки. Накопительные системы сейчас также часто называют кэшбэком, по отдельным товарам кэшбэк может быть больше, чем обычный процент по карте. Правда, накопительные системы скидок иногда имеют подводные камни в виде ограниченного срока действия баллов, после которого они сгорают, а также возможных ограничений по минимальной сумме использованных баллов и максимальной скидке на покупку. При одинаковом проценте скидки или накопления баллов скидочные карты будут выгоднее!
Всё более популярными в крупных сетевых магазинах становятся наклейки, набрав кучу которых, можно получить некоторый товар со скидкой от 50% до 99%. Сразу надо сказать, что указываемая в буклетах «полная цена» акционного товара обычно завышена раза в два. Поэтому скидка в 50% часто соответствует рыночной цене товара или лишь немногим её меньше. Скидка в 90-99% действительно полезна, но чтобы её получить, надо сделать покупок на несколько десятков тысяч рублей. В результате эффективная ценность полученного по акции товара редко превышает пару процентов.
Наиболее спорный вид акций, на мой взгляд, это «рассрочка без переплат». Если копнуть чуть глубже, то вы увидите, что такая рассрочка на самом деле состоит из двух частей: скидки на товар от магазина и обычного банковского кредита. То есть, вы просто покупаете товар по более высокой цене, чем магазин готов его продать, и влезаете в кредит. Если у вас нет острой необходимости в данном товаре при полном отсутствии денег, то покупать товары под этой акцией строго не рекомендуется. Вы просто будете переплачивать! Как вариант, купить товар по акции и сразу же погасить кредит — экономия на процентах будет вашей скидкой. Хотя насколько я знаю, кредитный договор вряд ли вам это позволит, по крайней мере, без каких-то штрафов. Но тут надо заранее изучить бумаги!
Мы рассмотрели с вами основные типы рекламных акций, бонусов и скидок, которые можно встретить в наших магазинах. Можно встретить ещё различные розыгрыши/лотереи, но их ценность обычно невозможно оценить, не зная общее количество участников розыгрыша. И в любом случае эффективность их будет невелика. Иногда акции могут иметь какое-то хитрое название или условие, но в итоге всё сводится к чему-то вышеизложенному. Хочу только ещё предупредить о таком важном вопросе как суммирование скидок. Если видите какую-то акцию, то всегда полезно уточнить, суммируются ли скидки. Например, если есть скидка на отдельный товар, то участвует ли он и в акции 3 по цене 2? Или применяется ли скидочный купон, если на товар уже есть процентная скидка? Бывают товары, которые вообще ни в каких скидочных акциях не участвуют, обычно они помечены специальным статусом вроде «лучшая цена».
В общем, скидки и акции – это находка для экономного покупателя, но не забывайте всё тщательно просчитать, уточнить условия, оценить полезность и по возможности сравнить с конкурентами. Выгодных вам покупок!