Бонусные программы авиакомпаний
В настоящее время практически все авиакомпании, кроме разве что, мелких и лоукостеров, предлагают свои программы лояльности. Схема простая – за перелёты (а также пользование услугами партнёров – отелей, аренды авто и др.) начисляются бонусные мили. Затем на эти мили можно приобрести билет, получить повышение в классе перелёта, опять же, воспользоваться услугами партнёров или получить подарки из каталога. Более того, многие авиакомпании объединяются в альянсы, и вы копите баллы не одной, а сразу десятков авиакомпаний. А ещё выпускаются кобрэндинговые банковские карты, которые также позволяют накапливать мили. Казалось бы, интересная возможность для экономного путешественника, но так ли всё хорошо на самом деле?
В теории выглядит неплохо: если вы всё равно летаете, то почему бы не получить за перелёт мили и не накопить на что-то полезное? На практике, к сожалению, всё уже не так красиво… Давайте посмотрим, какие есть недостатки у подобных программ. Недостаток первый – часто у компании доступны только дорогие варианты использования миль, вроде покупки авиабилетов, на которые надо довольно долго копить. В связи с этим особенно актуален недостаток второй – почти у всех бонусных программ мили сгорают через определённый срок (обычно от года до трёх). А альянсы хоть и объединяют несколько авиакомпаний, но шансы, что вы будете часто пользоваться самолётами одного альянса всё-таки не так велики. Наконец, экономные путешественники сейчас всё чаще летают лоукостерами, а они обычно в альянсы не входят, да и бонусных программ часто не имеют. Получается, что среднестатистический российский путешественник, который выбирается на отдых до пары раз в год, да ещё и по разным направлениям, почти не имеет шансов накопить на что-то полезное, благодаря программе лояльности авиакомпании.
Кто-то может вспомнить, что ещё есть банковские карты с накоплением миль. Что там говорить, моя первая банковская карта была такой, я копил мили Аэрофлота. Правда, так ни на что хорошее не накопил, и в итоге прежде чем они сгорели я отправил их на благотворительную программу. Надеюсь, Аэрофлот туда что-то пожертвовал. Но это было больше 15 лет назад, когда выбор кэшбэк-карт отсутствовал, а сейчас при современном богатстве выбора, актуальны ли мильные карты? Давайте посчитаем! Возьмём пример того же Аэрофлота. У них есть карты совместно с несколькими банками, по ним можно получить максимум 2 мили за 60 рублей покупок (на это по самым крутым картам категории ВИП). Если смотреть каталог вознаграждений, то увидим, что 1000 рублей соответствует примерно 4500 миль. Получается кэшбэк в районе 1000/4500/30=0,7%. Если покупать билеты за мили, то 1000 рублей соответствует около 4000 миль, то есть курс будет более выгодный, но и копить надо дольше, и кэшбэк всё равно не превысит 1%. А это значит, что брать карту с начислением миль совершенно невыгодно – возврат 1% можно легко получить деньгами чуть ли не в любом банке.
Итак, стоит ли становиться участником бонусной программы авиакомпаний? Для большинства россиян очевидный ответ – нет. Если вы летаете 1-2 раза в год по разным направлениям, то шансы накопить баллы даже на минимальное вознаграждение невелики. Исключение – если вы летаете пусть раз в год, но одной авиакомпанией и на большие расстояния (например, из Москвы в Юго-Восточную Азию). Программа может стать полезной преимущественно тем, кто регулярно летает по работе/бизнесу, а остальным вряд ли стоит тратить время на регистрацию. Также не стоит брать банковские карты с начислением миль за покупки. В большинстве случаев кэшбэк по ним получается меньше, чем по простым кэшбэк-картам, да ещё и использовать накопленное можно на ограниченное количество покупок в программе.