Экономим автомобильное топливо – манера вождения
Продолжаем разговор о том, как автовладельцам можно сэкономить топливо, а значит и деньги. В предыдущей статье речь шла о том, как оптимально подготовить автомобиль, чтобы он «не кушал» лишнего. Теперь поговорим о том, как себя вести на дороге, чтобы уехать как можно дальше за те же деньги.
Главный враг экономного водителя – педаль газа в пол. Не надо резко нажимать на педаль акселератора ни при трогании с места, ни при обгоне (если это не обусловлено безопасностью), не надо жать до максимума на трассе. Чем резче вы разгоняетесь, тем больше тратится бензина, аналогично при резком торможении весь сожжённый на разгоне бензин переходит в горящие тормозные колодки. Самое смешное, что в условиях города любители резко стартовать со светофора сжигают в разы больше горючего, но ничего не выигрывают во времени по сравнению с неторопливым водителем, который медленно, но верно нагонит их на следующем светофоре. Поэтому плавно разгоняемся и плавно тормозим. Перед красным сигналом светофора подъезжаем медленно, в надежде на то, что он переключится, пока мы в движении – это позволит не тратить лишний бензин на сдвигание машины с места.
На трассе те, кто едут 130 км/час, может, доедут и быстрее, но точно дороже. Дело здесь не в штрафах, а в том, что с увеличением скорости растёт и сопротивление воздуха, а двигатель часто работает на повышенных оборотах. Оптимальная скорость с точки зрения экономии топлива зависит от вашей машины: количества передач, мощности двигателя, веса авто, но в среднем будет составлять 90±20 км/час. Например, у меня на скорости порядка 95 км/ч компьютер показывает мгновенное потребление около 5 л/100 км, а при 110 км/ч уже ближе к 7 л/100 км. Получается, что при поездке на 100 км на повышенной скорости я сэкономлю 12 минут, но потрачу лишние 70 рублей.
Помните, что чем чаще вы останавливаетесь, тем больше будет потребление топлива. Поэтому в условиях города продумывайте маршрут: экономнее будет проехать чуть больше, зато с ровной скоростью, чем стоять на светофорах или в пробках. Я помню интересный эксперимент в программе «Разрушители мифов»: они проверяли информацию, что одна курьерская компания разрабатывает маршруты по городу так, чтобы в них не было левых поворотов, на которых машины обычно и вынуждены стоять. Так вот у ведущих программы маршрут с одними правыми поворотами хоть был длиннее и занял чуть больше времени, но топлива действительно потребовал меньше!
Если у вас механическая коробка переключения передач (КПП), то важно вовремя переключать передачи. Почитайте, что рекомендует производитель в руководстве вашей машины, но в целом для экономии горючего оптимальным считается переключение передач при достижении на тахометре 2300-2500 об/мин (это для бензиновых двигателей, для дизелей можно ещё чуть меньше). Соответственно, если вы едете на более высоких оборотах, скорее всего, тратите лишнее топливо.
Если у вас есть возможность изменить время поездки, то старайтесь избегать езды при плохих погодных условиях: дождь, особенно сильный с лужами, наледь/гололёд, снег и снежная каша – всё это большие враги экономного (а также безопасного) водителя. Сами знаете, как тормозит автомобиль, въезжая в лужу, а значит, придётся давить газ и жечь горючее, чтобы вернуть скорость. Сцепление колёс с асфальтом при плохой погоде уменьшается, а значит больше нужно энергии, чтобы его двигать вперёд (экстремальный случай – лёд, где можно вообще не сдвинуться с места, как ни дави на газ).
Ну и в конце несколько вариантов уменьшить потребление горючего для экстремалов. Сразу предупреждаю, что не советую их использовать даже опытным водителям, даю для общего сведения. Довольно эффективно можно снизить потребление горючего на трассе, если ехать в «воздушном мешке» за большегрузом. За большой машиной создаётся зона низкого давления, попав в которую, вы значительно уменьшите сопротивление воздуха. Проблема в том, что зона эта заканчивается в нескольких метрах за автомобилем, чтобы получить экономию вам надо мчаться в паре-тройке метров за грузовиком. Представляете, какой это риск?
Второй вариант: «спрямление поворотов» — это когда вы проходите поворот не по своей полосе, а через встречную, примерно так, как едут гонщики на Формуле-1. В этом случае у вас получается больше радиус поворота, а значит меньше центробежная сила, поэтому можно меньше сбавлять скорость, что, как мы выяснили раньше, хорошо для экономии топлива. Но если дорога за поворотом плохо просматривается, вы рискуете въехать в лоб встречному, да ещё и на высокой скорости…
Третий вариант: езда на нейтралке. В этом случае автомобиль идёт по инерции, а двигатель работает на холостых (экстремальные экономисты могут его даже заглушить). На самом деле, по сравнению с ездой накатом (когда вы едете на передаче, но без газа) экономия не так и велика (а многие утверждают, что в современных авто и вообще отсутствует), зато возрастают риски заноса в повороте, на скользкой или мокрой дороге. И ещё, езда на нейтралке – только для механики, на автомате это чревато преждевременной смертью КПП!
На прощание ещё раз напомню уважаемым водителям, что спокойное, равномерное вождение без резких разгонов и торможений на разрешённой скорости – это не только экономия горючего, но и ваша безопасность на дороге!