Экономим при покупке тура
С резким ростом курсов иностранных валют вопросы экономии на покупке туристических услуг, особенно при поездке за границу, стали особенно актуальны для многих россиян, относящих себя к среднему классу. В этой статье мы не будем рассматривать варианты самостоятельных поездок, об этом поговорим отдельно, а посмотрим, как можно сэкономить при покупке организованного тура. Как я обещал, я постараюсь не давать очевидных и банальных советов, вроде того, чтобы выбрать отель классом ниже и от моря подальше, ехать не в Дубай, а Египет или в Европу лететь не самолётом, а ехать на поезде или автобусе. Этот выбор вы сделаете сами по желаемому соотношению цены и комфорта. Я расскажу о том, как можно сэкономить на покупке тура, когда выбор основных параметров уже сделан.
Один из вариантов у многих на слуху, хотя, если честно, последнее время он становится менее актуален. Имя ему – «горящие туры». Крупные тур-компании выкупает места на чартерах и в гостиницах заранее крупными блоками. Если по какой-то причине (политика, погода, общие проблемы на рынке) на данном направлении спад, все выкупленные места не заняты, то чтобы вернуть хоть часть затрат, компании в последнюю неделю-две до отправления начинают продавать туры со значительными скидками. Ещё может быть вариант горящей путёвки, когда кто-то в последний момент отказывается от тура. Несколько лет назад скидки по таким турам могли достигать 50% и более, но сейчас тур-компании более осторожны, серьёзные перезаказы случаются редко и скидки, как следствие, уменьшились. Тем не менее, несколько десятков процентов всё ещё можно сэкономить. Проблема такого варианта – никто не может гарантировать, что горящий тур будет в нужное вам время на нужном направлении. Это оптимальный вариант для тех, кто лёгок на подъём (фрилансер, домохозяйка, дадут отпуск в любое время), может дождаться отличного предложения и поехать в любой момент. Другой вариант – когда вам не принципиально место. Вы пришли в агентство за неделю до отпуска, попросили варианты горящих туров по всему миру (с поправкой на визовые требования) и выбрали наиболее выгодный. В общем-то, до сих пор есть агентства, вроде бы как специализирующиеся на горящих турах, в них можно заглянуть заранее, пообщаться, узнать, что имеется сейчас, и какие варианты можно ожидать тогда, когда вы собираетесь ехать. Если вы легки на подъём, то можно попросить информировать вас о супер-предложениях на желаемом направлении, иногда также можно подписаться на е-мейл рассылку или группу Вконтакте с горящими путёвками.
Другой вариант экономии противоположен горящим путёвкам и называется «раннее бронирование». Однако логика этого вида скидок основана на том же факте, что туроператоры заранее выкупают авиабилеты и гостиницы. Они платят деньги вперёд, изымая их из оборота. В итоге, например, у компании может не хватить денег на текущую деятельность, они будут вынуждены брать кредиты, а ставки по кредитам сейчас сами знаете какие. Гораздо выгоднее получается дать покупателям скидку до 20% при ранней покупке тура — это и возвращает деньги в оборот, и приводит новых клиентов. Клиенты тоже довольны: с одной стороны, получают возможность сэкономить (пусть даже не все 20%, ведь вы могли бы положить деньги на вклад на полгода и заработать 5-8% от суммы), с другой стороны, раннее бронирование может стать неплохой защитой от колебаний курса валют. Даже если рубль к моменту поездки упадёт по отношению к доллару или евро, нормальные компании не будут требовать никаких доплат, ведь основные валютные платежи ими сделаны заранее по старому курсу. Для покупателя таких путёвок риск в целом невелик, если он уверен в своём отпуске. Единственное чего стоит бояться – банкротства туроператора, 2014 год показал, что это вполне возможно, хотя по закону этот риск должен быть застрахован.
Небольшую скидку можно получить в турагентстве. Они обычно получают комиссию за продажу тура до 10%, постоянным клиентам (или просто настойчивым, которые смогут уговорить руководителя) могут предложить скидку обычно в 3-5%. Если обзавестись друзьями в турагентстве, то можно ездить в промо-туры для агентств. Конечно, тут будет больше переездов и экскурсий, каких-то встреч и презентаций, меньше пляжного отдыха, да и время обычно тоже не в сезон, но цена гораздо ниже, да и не все любят круглосуточно лежать на пляжу, а такой тур как раз позволит больше познакомиться со страной.
Какие ещё есть возможности для экономии? Если у вас достаточно гибкий отпуск, то можно рекомендовать поездку на границах сезона. Когда «высокий сезон» окончен, цены уже начинают падать, но погода ещё достаточно хорошая, чтобы закалённые россияне могли с комфортом отдохнуть. Более того, в августе где-нибудь в Турции или даже Италии (я уж не говорю про Египет) бывает излишне жарко, а вот в сентябре (а южнее даже в октябре) температура воздуха комфортно тёплая, и вода не успела остыть – отличные условия за меньшие деньги. Аналогично где-нибудь в юго-восточной Азии низким считается сезон дождей, но если вас не пугают периодические ливни, то почему бы не выбрать это время?
Иногда можно дополнительно сэкономить за счёт бонусных или кэшбек программ. Некоторые достаточно крупные туроператоры, а также отдельные онлайн-турагентства периодически участвуют в подобных программах. Так что проверяйте соответствующие сайты на предмет скидок. Наконец, нередки турпоездки со скидками и на купонных сайтах. Правда, там чаще встречаются не очень крупные туроператоры, так что риск выше. Ну и выбор направлений, вариантов расселения небогат. Кроме того, внимательно читайте условия: часто в информации о купоне указана небольшая цена, но к ней плюсуются обязательные транспортные сборы или вообще цена проезда/перелёта, питание и т.д.
В общем, на покупке тура можно сэкономить. Размер экономии будет зависеть от вашей гибкости и где-то, возможно, удачи. Если повезёт, то экономия может достигнуть 50%, но скорее вам стоит ожидать более скромных результатов. Тем не менее, экономия в 5-10% вообще должна быть необходимой нормой при покупке туристического продукта, старайтесь найти вариант получить скидку – это вполне реально!