Кобрендинговые банковские карты
Как следует из самого называния «кобрендинговый» — это объединяющий несколько брендов. Если мы говорим о кобрендинговых банковских картах, то это бренд выпускающего банка и некой крупной компании – оффлайн магазина, топливной компании, сайта, благотворительного фонда, авиакомпании. Такая карта объединяет в себе платёжное средство и программу поощрения.
На заре развития системы банковских карт в России кобрендингом занимались преимущественно крупные банки и авиакомпании. При покупке по карте их владельцам начислялись мили, которые можно было обменять на билеты авиакомпании (и иногда какие-то другие товары в программе поощрения). Но потом стал всё более распространённым кэшбэк по банковским картам, его величина стала превышать стоимость миль, так что банковские карты авиакомпаний постепенно уходят в прошлое, хотя «Аэрофлот» и S7 ещё сотрудничают с несколькими крупными банками. Также есть несколько кобрендинговых карт у РЖД.
В настоящий момент партнёрами кобрендинговых карт всё чаще становятся онлайн магазины или даже сервисы, хотя и крупные оффлайн игроки тоже присутствуют. Из банков наиболее активны здесь Альфа-банк, Тинькофф и Кредит Европа банк. Несколько предложений есть у Сбербанка. Большинство остальных крупных банков имеют лишь одного, двух кобрендинговых партнёров.
Из оффлайн магазинов наиболее активен «Перекрёсток», по его карте можно получить 3-4% кэшбэка в виде баллов программы поощрения самого магазина. Есть карты у «Пятёрочки» — до 2% кэшбэка за покупки в магазинах сети (хотя та же универсальная «Халва» платит 6% при оплате с телефона). Более редкие карты для магазинов «О’Кей» (до 7% кэшбэк в указанной сети), «Ашан» (3%) «Азбука вкуса» (5%). Из непродовольственных можно отметить довольно интересную карту «ВТБ-М.Видео» с 3% кэшбэком на любые покупки, хотя использовать накопленные средства можно только в магазинах М.Видео. Есть также карты центров «Мега», магазинов «Метро» и ИКЕА, хотя особого кэшбэка они не предлагают. Тинькофф также предлагает карты нескольких торговых центров, но это уж очень узкое предложение. Существует несколько карт популярных сетей автозаправок, хотя сейчас кэшбэк на АЗС активно предлагают на универсальных картах.
Есть карты, ориентированные на онлайн магазины и сервисы. Это может быть Яндекс (хотя у Яндекса и самого есть карты от сервиса Яндекс.Деньги), отдельные популярные сетевые игры или целые сетевые сервисы вроде Steam, Google Play или без ограничений. Есть карты для путешественников от сайта OneTwoTrip, пользователей косметики Avon и магазина Lamoda, а также таких мировых гигантов сетевой торговли как eBay или AliExpress.
Наконец, существуют карты болельщицкие (для фанатов ЦСКА, Спартака, Зенита) и благотворительные, где кэшбэк получаете преимущественно не вы, а определённые благотворительные фонды.
Не совсем кобрендинговые карты, но упомяну и возможность крупнейших онлайн магазинов выпускать собственные банковские карты. На западе эта практика существует довольно давно, а у нас делает только первые шаги. Один из крупнейших онлайн магазинов Озон сначала создал кобрендинговую карту совместно с ныне закрытым БИНбанком, а недавно предложил собственную карту. По ней предлагается достойный кэшбэк 1,5% на все покупки, от 5% за покупки на Озоне и 5% в одной из категорий месяца.
В общем, выбор кобрендинговых карт довольно велик. Есть ли смысл их брать? На мой взгляд, в большинстве случаев, нет. Зачем брать карту одной авиакомпании или сети АЗС, если многие обычные карты предлагают 5% на все авиабилеты или АЗС? Аналогично, некоторые банки в своих бонусных программах предлагают повышенный кэшбэк за покупки в «кобрендинговых» сетевых супермаркетах, да и просто в супермаркетах 5% можно получить. На мой взгляд, из того, что я видел, интересным является предложение карты М.Видео от ВТБ, которое даёт 3% на любые покупки. Правда, там можно использовать набранные баллы только в магазинах М.Видео, но если вы время от времени покупаете новый телефон или какую-то технику, то почему бы и нет? Кобрендинговые карты также не отличаются особым постоянством, В результате, решение брать кобрендинговую карту или нет – за вами. Но обязательно посмотрите, нет ли универсальной карты, которая предлагает повышенный кэшбэк в интересующей вас категории. В большинстве случаев подобный вариант найдётся и позволит сэкономить больше за счёт большей гибкости.