Маркетплейсы лидеры: Wildberries и Ozon
Обзор Wildberries.
Как ни странно, но при большом количестве разных статей-сравнений интернет-магазинов на сайте до сих пор не было «битвы» лидеров, крупнейших компаний продавцов на рынке. Они были среди первых, и на данный момент являются крупнейшими с приличным отрывом от конкурентов — это Wildberries и Озон. Давайте попытаемся сравнить этих монстров и выяснить их сильные и слабые стороны.
Начнём с Wildberries, который является безусловным лидером среди отечественных онлайн магазинов как минимум последние 5 лет. Появилась компания в 2004 году, основана была супругами Бокальчук. Начиналось всё с онлайн магазина одежды, а сейчас это один из крупнейших маркетплейсов, продающих почти всё, что угодно, хотя в целом виден упор на более женский ассортимент. Главная «фишка» компании — собственные пункты выдачи заказов, обязательно оборудованные примерочными, так что покупатели могут примерить одежду, обувь и вернуть не подошедший товар. Компания Wildberries продолжает быть семейным предприятием, на биржу не выходит, развивается за счёт собственных и заёмных средств. Ещё пару лет назад стоимость компании оценивали в сотни миллионов долларов, но после выхода на биржу главного конкурента — Озона, оценки изменились на порядок, сейчас компанию оценивают в $15 млрд., а её владелицу и руководителя Татьяну Бокальчук называют самой богатой россиянкой. Оборот компании практически удваивается каждый год и в 2020м достиг 430 млрд. рублей, при этом компания приносит хоть и небольшую, но прибыль. Компания работает не только на российском рынке, но и в странах СНГ, а с 2020 года пробует выходить на рынки европейских стран и даже США.
Как уже было сказано, для доставки заказов компания использует собственные пункты выдачи, где можно примерить товар и отказаться, если вам что-то не подошло. Пунктов выдачи уже больше 30 тыс., они есть практически в каждом городе России, включая большинство райцентров. Доставка при этом весьма быстрая, сайт магазина говорит, что 80% заказов доставляется на следующий день, но у нас, всё-таки, чаще приходит заказ через день-два. Если хотите, то можно заказать и курьерскую доставку или Почтой России, все варианты бесплатны. Оплата возможна онлайн картой, через систему быстрых платежей (СБП) или через СберПей (Сбербанк онлайн). До пандемии можно было платить наличными, но потом эту возможность ограничили.
На сайте Wildberries продаётся более 2 млн. товарных позиций. Так как это маркетплейс, то продавцом является как само «Вайлдберриз ООО», так и различные ИП, ООО и даже при желании самозанятые. Здесь больше, чем у любых конкурентов предложений по одежде и обуви, также много косметики, украшений и прочего женского ассортимента. Но в целом есть практически всё, от продуктов, до автотоваров, плюс авиабилеты. Если говорить о акциях, то даже не знаю как сказать, то ли с ними всё хорошо, то ли наоборот, всё плохо. Потому что если вы будете ходить по страницам сайта, то увидите, что прямо все товары со скидками, и скидки легко могут достигать 90%. А сверху ещё постоянно анонсируются разные распродажи, спецпредложения и т.д. Правда, как мы все понимаем, супер-скидки получается путём кратного увеличения начальной цены (неофициальные рекомендации для продавцов рекомендуют завышать цену в 2-3 раза и конкурировать скидками), так что после «скидок» цена как раз принимает нормальное значение, близкое к среднему по рынку. В целом ждать каких-то специальных распродаж и скидок не стоит, они редко приносят реальную пользу. Могу сказать, что после покупок во время «чёрной пятницы» цены на какие-то товары из моей корзины были чуть выше (буквально на проценты), а на какие-то даже понизились. Но это вообще специфика сайта, цены на товар довольно часто «плавают», хотя обычно не в очень широком диапазоне.
Раньше Вайлдберриз довольно активно предлагал различные промокоды, но сейчас от них избавились. Программа поощрения раньше давала скидку до 15% и зависела как от суммы покупок, так и от процента выкупа заказанных товаров. Сейчас её упростили, максимальная персональная скидка 10%, её дают за покупки от 500 тыс. рублей. 7% от 250 тыс., 5% от 100 тыс. и 3% от нуля. Кстати, размер персональной скидки также могут повысить в рамках непонятных «акций». Если вы войдёте на сайт/приложение под своим логином, то будете видеть финальные цены, с учётом всех скидок. Сэкономить что-то сверху вряд ли получится. Как уже было сказано, промокодов нет, с кэшбэк-сайтами очень давно не сотрудничают. Кэшбэк можно получить разве что по банковской карте. Кстати, при оплате на сайте и в большинстве пунктов выдачи оплата идёт с MCC-кодом 5691 (одежда) независимо от того, какой товар приобретается.