Не дай себя обмануть!

Как уберечься от обмана в магазинах

Купить качественный товар недорого – вот цель экономного потребителя. К сожалению, на пути к этой цели могут стоять не очень добросовестные люди. По ошибке или преднамеренно вам могут продать некачественный товар, обвесить, обсчитать и т.д. Давайте посмотрим, что грозит покупателю и как не попасть впросак, не заплатить лишнего.

Начнём с непродовольственных товаров. На самом деле, тут риски обмана в магазине довольно малы. Не очень порядочные консультанты в оффлайн-магазинах могут попытаться «впарить» вам выгодный им товар, но на то и интернет, чтобы выбрать, что вам действительно нужно. В интернете есть риск попасть на сайт мошенников, якобы очень дёшево распродающих дорогую технику. Могут продать подделку под известный брэнд или отремонтированный товар под видом нового. Об этом подробнее можно прочитать в этой статье, но в нормальных магазинах вы вряд ли с подобным столкнётесь. Не обман, но весьма сомнительная услуга – покупка дополнительной гарантии. Стоит она недёшево, но как показывает практика, техника либо ломается в первый же год, либо служит довольно много лет. Ещё одна спорная рекламная тактика «рассрочка без переплат». На самом деле, тут варианта два: 1. на практике в указанной рассрочке вам откажут и предложат взять обычный кредит в банке, 2. фактически это не беспроцентная рассрочка, а товар по завышенной цене, которая компенсирует банковские проценты. Часто в условиях напрямую указано – магазин предоставляет на товар скидку, банк выдаёт кредит на меньшую сумму, а разница как раз и составит те проценты, что пойдут банку. То есть если бы вы покупали без этой рассрочки, то могли бы купить товар по более низкой цене. Некоторые даже пользовались такой возможностью – брали товар с бесплатной рассрочкой и сразу же гасили кредит, получалось, что просто покупали товар со скидкой вместо якобы бесплатной рассрочки платежа.

Больше возможностей для обмана в магазинах продовольственных. Хотя, к счастью, повсеместное введение электронных весов и компьютеризированных кассовых аппаратов сводит риск обмана в сетевых магазинах и супермаркетах до минимума. Полагаю, что в крупных магазинах обвесы покупателей, например, ушли в прошлое. По крайней мере я при перевешивании дома (а нормальные кухонные электронные весы сейчас стоят от нескольких сотен рублей – советую приобрести!) грехов за сетевыми магазинами не замечал. Однако и здесь есть свои подводные камни и опасности. Главная опасность – просрочка, ведь мы хотим купить за свои деньги качественный продукт, а не залежалый. Где-то её могут не убрать, вопреки правилам, надеясь, что невнимательный покупатель купит. Думаю, все знают, что продукты с заканчивающимся сроком годности обычно выставляют на краю прилавка, и лишь где-то в глубине стоят более свежие. Внимательно смотрите на продукцию, расфасованную самим магазином. Если видите, что бирка со сроком годности наклеена поверх другой бирки, то есть риск, что таким образом товар искусственно «подновили». Старайтесь не покупать продукты в нарезке/упаковке от магазина – туда также может идти просрочка, и даже если товар залежался, работникам магазина очень просто его переупаковать с новыми ценниками и сроками годности. Сейчас мало где магазины сами пакуют фрукты/овощи, но где это делают, часто подкладывают не очень качественные к тем, что получше, прикрыв недостатки упаковкой или соседними продуктами – лучше не брать. Также стоит три раза подумать, прежде чем купить салатик и прочие готовые блюда собственного производства супермаркета. Туда опять же часто кладут залежавшиеся продукты.

Следующие опасности связаны с ценниками. Это обычно не обман, но небольшие уловки или даже наши собственные ошибки. Чаще всего проблема возникает со скидочными/акционными ценниками. Может быть несколько аналогичных товаров (например, йогурты с четырьмя разными вкусами или напиток в фасовке 0,33 и 0,5) одного производителя и акционная цена распространяется не на все из них, а покупатель этого не замечает и покупает товар без скидки. Иногда скидочный ценник может «подвинуться» под другой товар или даже скидочный товар закончился, а ценник остался висеть, и покупатель по ошибке берёт похожий товар без скидки. Наконец, возможна ситуация, когда ценник висит один, а на кассе вам пробивают другую сумму. В ответ вам могут сказать, что акция закончилась, а ценники не успели поменять. На самом деле, по закону вы имеете право требовать продать вам товар по той цене, что была указана на ценнике! Заодно стимулируете продавцов в будущем менять ценники вовремя!

Наконец, последний бастион – касса. Читал страшилки, как кассиры намеренно не пробивают товар, а охранники «принимают» на выходе и требуют оплатить в многократном размере «за покражу». Думаю, в сколь-нибудь приличном магазине этого не произойдёт, ибо есть камеры, пусть поднимают записи и проверяют. Что более реально – кассир указывает неверное количество товаров. Вместо одного может пробить несколько или добавить штучку-другую к большому количеству. Конечно, бывает это случайно и по ошибке, так у нас пробили отдельно штрих-коды на цветочном горшке и блюдце к нему. Получилось два товара вместо одного комплекта. Поэтому желательно следить за процессом сканирования и подсчитывать «пики» сканера. Также может быть пробит не тот товар (приклеили неверный штрих-код или кассир не то просканировал), здесь ошибку вы сможете обнаружить, только просмотрев чек. В любом случае – проверка, хотя бы беглая, чека перед отходом от кассы – весьма полезная привычка. О том, как полезно пользоваться правильными банковскими картами и получать как проценты на остаток, так и кэшбэк, я уже писал. Ещё одна польза от использования карты – она исключает ошибки при оплате. Вам не дадут меньше сдачи и не пройдёт «фокус», когда кассир берёт купюру, потом чем-то намеренно отвлекает, деньги убирает и просит снова оплатить покупку.

Но если честно, то кроме просрочки остальные формы обмана в сетевых магазинах в настоящее время крайне редки. Могут быть ошибки, но на сознательное мошенничество вряд ли пойдут. Совсем другое дело – мелкие магазинчики, рынки, лотки и прочая стихийная торговля. Где за прилавками – продавщицы нередко ещё с советским опытом, и где никакие электронные весы не спасут от их ловких рук. Будьте морально готовы переплатить 10-20% от положенного, так как вас а) обвесят, б) обсчитают, если вы берёте несколько продуктов. И так как в большинстве случаев чека вам всё равно не дадут, и оплата будет за наличные, то доказать обман вы вряд ли сможете, разве что снимать весь процесс на камеру. Думаю, что если вы хотите покупать на рынке и быть уверенными, что вас не обманут, то надо брать с собой свои весы и калькулятор – сразу перевешивать и пересчитывать. Или покупать у проверенных людей, в честности которых вы убедились. Кстати, вариант выбора честного продавца на рынке – там, где есть очередь. Не раз убеждался, взял вроде бы тот же товар по той же цене без очереди – обвесили, а по соседству, где толпился народ, всё нормально. Постоянные покупатели уже знают, где стоит брать, а куда лучше не заходить.

Надеюсь, эта статья поможет вам избежать обмана в магазинах. Ваша внимательность – залог успешной покупки без переплаты нерадивым продавцам!

Вам также могут понравиться...

Добавить комментарий

Вы можете войти с помощью учётной записи соцсетей: